Государственная программа по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников

Compressed file

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПРОГРАММА

 

ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ

ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ

В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ,

ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ

(утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637)

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (далее – Государственная программа), является важнейшим направлением российской миграционной политики.

Государственная программа направлена, в том числе, на оказание поддержки соотечественникам, желающим жить и работать в Российской Федерации, в переезде и (или) в оформлении своего правового статуса в России.

Государственная программа с 1 января 2013 г. имеет бессрочный характер. Работа в рамках Государственной программы осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном.

При этом оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, базируется на следующих принципах:

- добровольность участия соотечественников в Государственной программе;

- финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных Государственной программой, сочетание безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы (переселенцев);

- обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей;

- приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса;

- адресность государственных гарантий и социальной поддержки, обусловленность их предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками субъектов Российской Федерации, разрабатывающих региональные программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников;

- взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов;

- доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения.

Государственная программа определяет основы организации работы по оказанию содействия добровольному переселению за рубежом и на территории Российской Федерации, а также устанавливает базовые права и обязательства участников Государственной программы и членов их семей, совместно переселяющихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

При этом объем государственных гарантий и мер социальной поддержки зависит от территории вселения (территория субъекта Российской Федерации или ее часть, куда целенаправленно привлекаются участники Государственной программы в рамках реализации проектов переселения), избранной соотечественником для проживания в России. Государственной программой устанавливаются две категории территорий вселения, на которые могут переехать участники Государственной программы и члены их семей: территории приоритетного заселения и территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения.

Территория приоритетного заселения - стратегически важная для Российской Федерации территория вселения. Порядок присвоения территориям Российской Федерации статуса «территория приоритетного заселения», а также их перечень определяются Правительством Российской Федерации.

УЧАСТИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ

Участие в Государственной программе вправе принять соотечественники, проживающие за рубежом, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации на законном основании либо получившие временное убежище.

Статья 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» устанавливает, что:

«1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

2. Соотечественниками за рубежом (далее – соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.

3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

лица, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно либо временно проживающими на законном основании на территории Российской Федерации.».

Кроме того, в соответствии со статьей 3 упомянутого Федерального закона:

«1. Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.

2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.

3. Соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников.».

Членами семьи участника Государственной программы, имеющими право на переселение с ним в Российскую Федерацию, являются лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соотечественник и члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами (лицами без гражданства), должны, в том числе удовлетворять требованиям, предъявляемым для получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки.

Перечень соответствующих гарантий и мер социальной поддержки определены в Государственной программе, а также в региональных программах переселения.

РЕГИСТРАЦИЯ В КАЧЕСТВЕ УЧАСТНИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.

Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им заявления об участии в Государственной программе.

Соотечественники, проживающие за рубежом, подают заявление
об участии в Государственной программе с приложением необходимых документов и сведений в представительство (представителю) МВД России
за рубежом, временную группу, дипломатическое представительство Российской Федерации или консульское учреждение Российской Федерации.

Соотечественники, постоянно или временно проживающие на законном основании в России либо получившие временное убежище, вправе подать заявление и необходимые документы в территориальный орган МВД России
в субъекте Российской Федерации, реализующем соответствующую региональную программу переселения.

Выбрав осознанно вариант переселения и осуществив необходимые административные процедуры, соотечественник получает свидетельство участника Государственной программы, которое подтверждает статус участника Государственной программы и закрепляет его права и обязательства, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства Российской Федерации, в частности, по предоставлению государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от территории вселения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕЕЗДА

В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

Участнику Государственной программы и членам его семьи оформляется свидетельство участника Государственной программы, а также, при необходимости, виза.

Российская Федерация компенсирует расходы, которые несут участники Государственной программы и члены их семей на переезд к будущему месту проживания, включая оплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления
о выдаче разрешения на временное проживание, проезд и провоз личного имущества.

Выплата компенсации производится за счет средств федерального бюджета территориальными органами МВД России по фактическим документально подтвержденным расходам после постановки на учет соотечественников в территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации, выбранному ими для постоянного проживания,
в качестве участника Государственной программы либо членов семьи участника Государственной программы.

Участник Государственной программы имеет право ввезти в Российскую Федерацию личное имущество без ограничения общей стоимости и вне зависимости от веса товара, включая транспортные средства, бывшие в употреблении и приобретенные до въезда на территорию Российской Федерации. При этом в порядке, установленном международными договорами, заключенными в рамках Таможенного союза, в частности, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», участники Государственной программы и члены их семей освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (включая автомобиль) при их ввозе в Российскую Федерацию. Льготы предоставляются однократно в течение 18 месяцев с даты прибытия лица на постоянное место жительства в Россию.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

НА ТЕРРИТОРИЯХ ВСЕЛЕНИЯ

Субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей на территориях вселения.

В соответствии с включенными в региональную программу переселения мероприятиями уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации организует работу по приему, размещению, обустройству участников Государственной программы и членов их семей, содействию адаптации и интеграции переселенцев.

По вопросам, связанным с получением более подробной информации о Государственной программе и условиях участия в ней, следует обращаться в находящиеся в стране проживания представительства и к представителям
МВД России, во временные группы и консульские учреждения Российской Федерации, а также в территориальные органы МВД России.